Свадьба в ингушетии: традиции и ритуалы

Сватовство в Абхазии

Самым подходящим для женитьбы мужчин возрастом считался период от 24 до 35 лет. Девушек замуж выдавали намного раньше – в 18-24 года. В 25 девушка уже считалась перестарком. Такой обычай был вполне обоснован. Прежде чем завести семью, мужчина должен доказать, что достоин иметь семью, способен содержать и защитить свою жену и детей.

Пары обычно подбирали старшие родственники. В дом избранной, достойной по всем параметрам девушки, засылались сваты. Представители жениха приезжали с обязательными подарками: украшениями, ценной посудой, деньгами и живым призом – хорошей лошадью. Причем немедленного сговора не происходило. Сваты оставляли подарки, уведомляли о намерениях взять дочь в род молодого человека, и уезжали, давая родным девушки время на раздумье. Если согласие было достигнуто, в ответ посылалась личная вещь девицы.

После этого молодых наконец знакомили друг с другом, если они еще не встречались, и начинался обряд обручения. Кольца в Абхазии не были приняты, пара обменивалась личными подарками. Девушка подносила в дар свое рукоделие, а парень должен был показать, какой он добытчик. Обычно избраннице доставлялся рог собственноручно убитой добычи или даже пойманное животное.

Родственники девушки никогда не отдавали своих дочерей в неизвестность. Перед свадьбой в дом жениха приходила представительная делегация, составленная из самых уважаемых людей. Они оценивали обстановку в доме и напоминали новым родственникам, что к девушке стоит относиться с уважением и доброжелательностью. Если старейшинам что-то не нравилось, свадьба могла и не состояться.

Этап сватовства или лъыхъу

Само слово лъыхъу переводится как «поиск», «искать». Если изучить адыгский кодекс, который называется хабзэ, кража невесты для народа неприемлема. Проявлением чести и адыгства считается жест от родни жениха, когда они посылают сватов к родне невесты, узнав о намерении сына. Кстати, честь на адыгском языке переводится как нэмыс. В прежние времена пара знакомилась лично на определенных торжествах, некоторое время общалась и обменивалась типичными подарками. Из-за того, что этикет не позволял прилюдно говорить девушке о своих чувствах, без подарка церемония невозможна. Именно он считался символом взаимной симпатии и чувств.

Даря ответный подарок любимому, девушка говорила о взаимности чувств и перспективности возможного союза. После достижения девушкой того возраста, когда она могла вступать в брак, ей отводили специальную комнату, которая называлась пщащэ унэ в доме родителей. Где она могла принимать сватов и женихов и не отделяться в принципе от социальной жизни. В современном народе данная традиция утратила актуальность, и молодые люди спокойно сами могут ходить к интересным девушкам в дом без особого стеснения.

При обоюдном желании жениться молодой человек должен послать сватов в дом к девушке. Сваты должны быть уважаемыми представителями старшего поколения внутри семьи молодого. Родня девушки должна оказать сватам теплый прием и накрыть, по возможности, богатый стол. Далее ведется этап переговоров с родней невесты и в случае взаимного согласия назначается день торжества. Примечательно, что сами виновники торжества на переговорах не присутствуют.

Приметы и суеверия: подготовка девушки к прощанию с отчим домом

К замужеству славянские невесты готовились тщательно, с трепетом. После сговора и объявления дня женитьбы девушка садилась собирать приданное, в этом ей помогали подруги. Приданное состояло из тканых вещей: рушников, отрезов домотканого полотна, одежды. Подготовка могла занимать несколько недель.

В вечер перед свадьбой девушка прощалась со своей девичей жизнью и подругами. Она дарила подружкам по подарку. Обычно отдавали нарядные девичьи украшения в знак перехода в новый статус. После замужества у молодки появятся новые украшения с женскими обережными знаками, помогающими родить здоровых детей.

Свадебный ритуал покрывания невесты

В данном достаточно красивом свадебном ритуале особое место и участие отводится непосредственно невесте и свекрови. Именно наши предки наделяли данный ритуал особыми магическими чертами. В самом ритуале покрывания будущей жены и матери свекровь сама снимала с молодой фату и покрывала ее голову платком. Именно такие действия олицетворяли в себе сакральный смысл того, что девушка уже становится женщиной и женой.

В этот момент сама невеста может, как бы шутя, сбрасывать дважды с себя платок, но вот на третий раз свекровь завязывает сам платок на голове невестки. После этого все незамужние девушки, присутствующие на свадьбе, водят вокруг молодой хоровод, в то время как сама невеста примеряет на голову каждой свою фату, желая тем самым каждой из них поскорее выйти замуж и обрести свое семейное счастье.

Знакомство и сговор

Свадьба в Ингушетии была, пожалуй, единственным доступным для свободной аульной молодежи способом познакомиться с лицами противоположного пола, и подыскать себе желаемую пару. В любое другое время общение холостых парней и незамужних девиц было строго ограничено. Готовясь к знаковому мероприятию, девушки собственноручно шили и вышивали наряды, узорчатые платки. А парни старались подготовить остроумные изречения, развлекательную программу, чтобы было чем удивить возможную собеседницу. И на обряде сватовства хорошо подвешенный язык также приветствовался.

Осознав свои чувства к избранной девушке, юноша немедленно извещал своих родителей или старших родственников, ведь в любой момент ее могли сосватать в другую семью. Кандидатура девицы тщательно рассматривалась. Кроме социально-экономических и клановых нюансов, обсуждался ее характер, поведение, репутация, внешний вид, здоровье и трудолюбие. Только когда семейный совет давал «добро» парень мог начать ухаживания.

Простой обмен дарами помогал убедиться в благосклонности избранницы. Парень передавал через ребенка или женщину, ни в коем случае не лично! – небольшие дары: сладости, выпечку, монеты. Этим он выражал свои чувства и надежду на взаимность. Если девушка была согласна, она передавала пару красиво вышитых носовых платков, для своего избранника и его лучшего друга. После этого можно было засылать сватов.

Армянская свадьба традиции и обычаи.

В сватовстве выбирают посредницу, которая знакома с семьей и родственниками девушки, выбирает ее юноша. Посредница обязательно должна быть родственником жениха. За несколько дней до самого сватовства, посредница навещает родителей девушки и уговаривает их отдать в жены их дочь. И только после согласия родителей на официальное сватовство идут родственники парня (сваты). Идти могут только мужчины, т.е. кавор (доверенное лицо или еще называют посаженный отец),отец, брат, дядя. Придя на сватовство, сваты оговаривают цель визита и просят руки их дочери. Согласно традиций, родителям девушки негоже сразу соглашаться на будущий брак, это считается дурным тоном для армян. Поэтому сваты приходят еще раз и тогда получают согласие на обручение.

Обручение (помолвка)

Обручение считается очень важным этапом. На заранее назначенный и оговоренный день к жениху приходят близкие родственники, обязательно с подарками для невесты, как правило, это золотые украшения. Накрывают небольшой стол со спиртным и желают счастливой жизни будущим молодоженам. После этого жених с родственниками направляются к семье невесты, где их уже ожидают с богато накрытым столом. Именно сейчас невесту одаривают золотом, в крайнем случае, серебром. Как правило, при обручении присутствует священник, но в последние время этой традиции не придерживаются. После обручения издавна считалось, что между семьями молодых начинаются «свойственные» (родственные) отношения. На обручении оговаривается дата свадьбы.

Свадьбу гуляют с особым размахом, даже если семья невесты и жениха не из числа обеспеченных, деньги для праздника берут в долг. Согласно обычая свадебное платье невесты дарят родители жениха. После того, как родственники, кавор, друзья со стороны юноши в день свадьбы забирают девушку из родительского дома, начинается сама церемония, по пути к церкви громко поют, инсценируют веселые сценки, чтобы, согласно поверья, насколько весело этот день пройдет, настолько долгая и счастливая будет жизнь у новобрачных. В церкви священник во время церемонии повязывает руки молодоженам двумя сплетенными нитями зеленого и красного цвета, считается, что по пути домой эти нити отгоняют злых духов. Праздничный стол должен быть переполнен едой и деликатесами, долгом чести является накрыть шикарный стол для родителей жениха, иначе это будет позор для них. На свадьбу в основном дарят золотые украшения или деньги. Невеста, вступая в брак обязательно должна иметь приданное в виде спального гарнитура и ковра. В древние времена свадьбу праздновали 3 дня, сейчас этого не придерживаются, так же в нынешнее время невесты выбирают более европейские свадебные платья, хотя раньше как такового свадебного платья не было, одевали обычный наряд только более украшенный.

В некоторых армянских семьях остался обряд подтверждения девственности невесты, и если это подтверждалось, то на утро родителям девушки отправляют гонца с красным яблоком.

Образование новой семейной ячейки общества до сих пор остается в Армении самым пышным и веселым праздником, невзирая на то, что спустя годы некоторые традиции и обычаи уходят в прошлое.

Помолвка<

  >Подарки родителям от невесты

Интересные обычаи ингушской свадьбы

Как и у всех народов, у ингушей хватает примет и оригинальных традиций, связанных со свадьбами.

  • С конца XIX века девушка, согласная на брак, передавала своему избраннику кроме платков еще и папиросы.
  • За день до бракосочетания отец девушки получал дары от новых родичей, причем отказ не принимался.
  • Празднования проводились отдельно для мужчин и женщин. Также, молодежь размещали в одних домах, а почтенных старцев собирали в других, чтобы гостям было комфортно.
  • Невеста ожидала жениха в потайном убежище, откуда ее мог забрать лишь ближний родич или брат жениха.
  • Чтобы семейная жизнь была сладкой и без конфликтов, свекровь подносила юной женщине, переступившей через порог нового дома, ложку меда.
  • Так же, войдя в дом супруга, невеста должна была взять на руки ребенка мужского пола, чтобы брак был благословлен многочисленным потомством, а первенцем стал мальчик, наследник. Она одаривала малыша несколькими монетами.
  • Пока в доме родителей жениха праздновали свадьбу, молодой муж в течение трех дней после обряда бракосочетания гостил в семье самых ближайших друзей, которые несли за него ответственность и помогали ему в течение подготовительного периода.

По окончании трехдневного свадебного пира молодая супруга наконец могла первый раз выйти из дома в сопровождении своих подруг и молодых сестер мужа. Она шла к ручью, роднику или речке за чистой ключевой водой. Именно в этот момент ее встречал избранник, и они вместе шли в своей дом или в ту часть общинного дома, которая была выделена их семье.

После этого наступало время семейных визитов. Молодая семейная пара посещала дома многочисленных родственников, друзей и соседей, словно знакомясь заново. Только спустя год или после рождения первенца жена могла в первый раз проведать своих родителей, до этого ее оберегали, словно сокровище. Ведь это будущая мать, и ее физическое и духовное здоровье было важнее всего.

В отчем доме молодая женщина получала от своих родственников богатые дары: крупный и мелкий рогатый скот, деньги, драгоценности.

Подготовительный период

В Ингушетии практиковалась полная изоляция молодых друг от друга. Даже случайно на улице они не должны были встретиться. Обычно, если молодые были из одного селения, проблема решалась путем временного переезда парня к дальним родичам из другого аула.

Единственное исключение – несовершеннолетние дети, с которыми обычаи проводить время не возбраняли. При необходимости, именно ребятишки становились связующим звеном между невестой и женихом или его родичами.

Обе стороны начинали интенсивный обмен подарками, готовили продукты для застолья и праздничные дары для родственников и молодоженов. Примерно за две недели до даты свадьбы невесту перевозили к родственникам или друзьям со стороны жениха, где она ожидала начала свадебных торжеств.

Приданое невесты

Традиционно, приданое девочке начинали собирать с самых юных лет. Многое она должна была сделать собственными руками: шитье, платья, вышивка. Кое-что покупалось или изготавливалось мастерами рода. Отпущенного на подготовку к свадьбе срока хватало, чтобы окончательно определиться со списком приданого, дополнить или еще раз проверить, всего ли хватает. Обычно приданое невесты состояло из хозяйственной утвари, постельных принадлежностей, богатых ковров и личных вещей девушки.

Ингуши отличаются своей благородностью

Также, у ингушей есть обычай, который можно назвать одним из видов состязательности – это благородные поступки.

Отличительной чертой ингушского народа является уважение к старшему поколению и, конечно же, к родителям. В правила большей части молодежи всегда входят нормы поведения. Например, обязанность пропускать старшего на дороге. Старший, всегда говорит первым. Нельзя перебивать взрослых или вступать с ними в полемику, кроме того, нужно слышать и прислушиваться к советам старшего поколения. Родители должны быть сдержанными к своим детям. Что касается отцов, то они не могут поднять своего ребенка на руки, если рядом есть более взрослый человек.

Сватовство и помолвка

Непосредственно бракосочетанию предшествуют несколько важных ритуалов, среди которых сватовство, помолвка, мальчишник и девичник. А начинается все с поиска невесты. Узбеки относятся к этому процессу со всей серьезностью, поэтому иногда он затягивается на месяцы и даже годы. Поиском невесты занимается женская половина семьи: мать будущего жениха, его бабушка или сестры. Жених также может принять участие в этом процессе, но, хотя его мнение тоже может учитываться, окончательное решение о выборе будущей жены — всегда за старшими членами семьи.

Выбирая потенциальную жену своему сыну, родители обращают внимание на социальное положение семьи, образование, воспитание и репутацию девушки, а также учитывают мнение окружающих о ее родителях и родственниках

Важно, чтобы они пользовались уважением в обществе и не были замечены в каких-либо скандалах. По своему социальному положению семья невесты должна быть не ниже, чем семья жениха, а в идеале — выше

По своему социальному положению семья невесты должна быть не ниже, чем семья жениха, а в идеале — выше.

После выбора подходящей кандидатуры происходит сватовство. В день, заранее согласованный с родителями девушки, в дом избранницы направляются свахи, цель которых – оценить гостеприимство и чистоплотность девушки, посмотреть на ее умение вести домашнее хозяйство. Семья невесты накрывает стол с множеством угощений и напитков, а будущая жена ухаживает за гостями и следит за тем, чтобы все были накормлены и довольны.

По традиции будущие родственники приходят к согласию на третий визит свах. По этому случаю разламывается специальная лепешка, которая символизирует серьезность намерений обеих сторон. После этого назначается дата помолвки, которая называется по-узбекски фатиха-туй и представляет собой пышный праздник, на котором девушка и ее мать получают подарки от родителей жениха. В качестве подарков по традиции преподносятся:

  • дорогие ткани;
  • мясо;
  • национальные узбекские сладости;
  • деньги.

После свадьбы

Спустя несколько дней, молодая жена набирает чистую воду, обязательно в сопровождении молодых девушек и детей.  И после, уже молодая семья ходит в гости в дома ко всем родственникам с обеих сторон.

Еще существует традиция не видеться жениху с родителями невесты вообще.

Первый раз прийти в родительский дом после свадьбы девушка могла не раньше чем через год, а может и после рождения первенца. Прийти в дом она должна с подарками.  Одариваются не только родители, но и дяди, тети, братья, сестры и их детки. Еще она приносит угощенья, сладости, пирожки и т.п. Сопровождают ее женщины и дети со стороны мужа. В отчем доме замужняя дочь проводила больше месяца. Родители делают ответные подарки и дочке и ее новой родне. Обычно подарок должен быль существенным, например корова или буйвол. Так же этот подарок мог сделать и дядя невесты.

Обряды, проводимые ингушами на свадьбах,  имеют религиозную основу.  В содержании всех обычаев и обрядов скрывается пожелание молодым долгой, счастливой, богатой совместной жизни. Уважение к старшим, скромность и покорность – это и есть добродетели настоящей ингушской девушки.

Подготовка к брачным торжествам

Праздничный стол

Угощение на свадьбе должно быть обильным – одно из основных правил этого гостеприимного народа. Гости не должны уйти голодными, поэтому готовят с избытком, порой весьма существенным. Остатки нетронутой еды обычно раздаются по родственникам и друзьям. Традиционные горячие блюда – мамалыга, крутая кукурузная каша, и хачапури, горячие национальные пироги с рассольным сыром, которые готовились тут же. Кроме этого, подавалось мясо во всех видах, зелень, овощи и фрукты, и, конечно же, местное вино.

Старики вспоминают, что подобное изобилие было не всегда. В годы нужды родственники помогали друг другу и свадьбы справляли хоть и скромнее в плане угощения, но так же душевно и весело.

Особенности культуры дагестанского народа

В Дагестане очень сильны традиции гостеприимства

Существующий веками свод правил предписывает хозяевам доброжелательность и внимание к гостям. Дома дагестанцев всегда открыты для дорогих родственников, соседей, друзей

Даже незнакомого человека, случайно попавшего в селение, принимают, как собственного родича.

Детей и молодежь наставляют слушать и почитать старших, уважать родителей и оберегать свой род и свою семью.

Несмотря на влияние ислама, принятого жителями Дагестана со времен властвования турок и персов, к женщинам здесь особенное, бережное отношение. Некоторые исследователи считают, что изначально в местных племенах царил матриархат. Подчеркнуто уважительное, вплоть до именования в третьем лице, отношение жены к мужу, соседствует с запретом для слабого пола заниматься тяжелым физическим трудом. Вежливая мудрость женщин всегда может охладить горячие головы спорщиков-мужчин. Также, в Дагестане не было принято ношение чадры, наоборот, девушки и женщины одевались ярко, с многочисленными головными украшениями.

Свадьба в Дагестане – это не просто соединение двух любящих сердец, это повод всем родственникам и знакомым собраться на потрясающее своим размахом празднество. В этот период происходит объединение двух отдельных семейств в единое целое. Новые родственники активно знакомятся, общаются. В старину местные селения жили от свадьбы до свадьбы. На знаковое событие собирались все окрестные села, приезжали гости из отдаленных районов. Свадьбу праздновали в несколько этапов, а подготовительный период начинался с рождения детей.

Небольшой экскурс в историю

Территория расселения татар простирается от Сибири до самого Крыма, у разноместных представителей есть некоторые различия в языке, но все равно это единая нация, обладающая крепким национальным духом, древней культурой, богатым литературным языком, своеобразными традициями и обрядами

В таком важном празднике, как свадьба, историческая память народа находит наиболее яркое отражение. На развитие свадебных традиций большое влияние оказали исторические события, которые происходили на землях, населенных татарами

Тем не менее можно проследить общие закономерности в обрядах, невзирая на то, что названия их порой отличаются. Основное различие заключается в обряде бракосочетания по религиозным канонам: у татар, исповедующих ислам, это проводимый в домашних условиях никах, а у татар-христиан – венчание в церкви.

До этого времени брак заключался в основном по сватовству, и тут необходимо было строго соблюдать обрядность. Причем характерность того или иного обряда определялась местностью, а различия носили общественный характер (продолжительность гуляний, число гостей, дороговизна подарков).

Черкесский калым: особенности и традиции

Как и все народности Кавказа, черкесы соблюдают традицию выкупа или калыма. У них почти отсутствовали мезальянсы из-за немалой суммы выкупа. К примеру, крестьянин не мог по определенным причинам выплатить калым, который требовала семья невесты выше социальным рангом. Обыкновенно к калыму приписывали несколько голов крупного рогатого скота, деньги и лошадей. А также в подарок отцу девушки присовокупить несколько быков и/или лошадь. Кобыла полагалась и эфенди, который оформил свадьбу.

Внушительный калым — это одна из немногих причин соблюдения левирата. Это традиция, при которой девушка обязана выходить замуж за брата супруга в случае его смерти. Также присутствует до сих пор традиция сорората, когда вдовец, в свою очередь, женится на сестре покойной жены. После получения калыма семья помогала дочери с приданным, стоимость которого была равна половине калыма. Если невеста обеспечена, то стоимость приданного равнялась калыму и имущество обыкновенно было движимым.

Сватовство на Кавказе

Вековые традиции Кавказа предполагали договорные браки, причем детей сговаривали в раннем возрасте, порой еще в колыбели. Выбор будущей невесты для мальчика полностью ложился на плечи родителей, старших родственников. Зачастую жених и невеста не видели друг друга вплоть до первой брачной ночи. Подходящую девушку подбирали очень тщательно, по целому ряду параметров:

  • отношения между семьями, родами;
  • отсутствие кровной мести, неразрешимых конфликтов, которые могли тянуться в течение многих поколений;
  • социальное положение обоих родов: девушку из богатого, знатного рода не отдадут за жениха из бедной семьи, то же самое касается мезальянса состоятельного юноши с девушкой-бесприданницей;
  • здоровье будущей невесты, способность выносить и родить крепких, многочисленных детей;
  • безупречное воспитание, наличие необходимых в жизни навыков, почтительность к старшим. Учитывалась и внешняя привлекательность девушки.

Сегодня обычай договорных браков соблюдается очень редко. Как правило, молодые люди самостоятельно находят свою пару, стараясь жениться по любви. Тем не менее, благословение старших родственников, родителей, опекунов все еще имеет решающее значение. Редкий брак заключается без одобрения семьи.

Сватовство на Кавказе проходило в несколько этапов. Этот интересный, полный скрытого смысла, обычай соблюдается до сих пор.

  • Когда сговоренная девушка входила в возраст, в дом ее родителей приходил посланник от рода будущего жениха. Старшие родичи договаривались, в какой день ждать визит сватов.
  • В назначенное время из дома родителей жениха выезжали на конях сваты. Как правило, ими становились почтенные члены семьи и общества. Выбирали одного из старших мужчин рода, человека, вхожего в собирающиеся породниться семьи, и уважаемого старейшину селения.
  • Сватов встречали добрыми словами, усаживали за стол с угощениями, заводили отвлеченную беседу. В конце застолья представители джигита традиционными словами просили руки и сердца девушки. Однако, в первый визит согласия они не получали. Отец или старший родственник брали паузу для того, чтобы посоветоваться с родней и самой девушкой, даже если молодых сговаривали с детства.
  • Второй этап сватовства был более масштабен. Сватов встречали радушно, обильными угощениями. С обеих сторон количество участников возрастало, присоединялись другие родственники. В конце застолья сваты спрашивали, какое решение принял род. Отец/опекун невесты на этот раз соглашался на брак. В редких случаях следовал отказ с объяснениями причин.
  • Далее семьи договаривались о дате бракосочетания. Оговаривали, кто берет на себя организационные моменты, приготовление угощений, расходы. Утверждалось количество гостей.

Лезгины

Лезгины компактно расселились на землях Южного Дагестана. Их численность в этом районе составляет 320 тыс. человек. Общение происходит на лезгинском языке, который часто видоизменяется местными жителями. Лезгинская мифология богата на рассказы о богах, которые управляли природой. Но на смену язычеству пришло христианство, которое через некоторое время все же заменил ислам.

Как и все народы Дагестана, лезгины выращивали культурные растения, в особенности пшеницу, рис и кукурузу, разводили домашний скот. Лезгины изготовляли чудесные ковры, которые известны далеко за пределами их края. Также распространенными ремеслами были ткачество, прядение, производство войлока и ювелирных изделий. Известны лезгины и своим народным танцем – лезгинкой, которая стала традиционной для всех народов Кавказа.

Жизнь

Традиционная форма семьи — патриархальная, чаще малая или трехпоколенная. Младший сын оставался жить в отчем доме. Старшие приводили невесток в родительский дом, однако начинали строить свое жилище, если имели возможность. Основа межличностных и общественных взаимоотношений базировалась на уважении старших и почтении предков, которых знали до седьмого колена. Главой семьи был мужчина, отвечавший за финансовое благополучие, безопасность, защищавший честь родных. Женщина занимала зависимое положение, однако никогда не играла роль прислуги или рабыни. С древних времен ее почитали как мать, дающую жизнь всему сущему. Существовала поговорка: «Мужчина портится — семья портится, женщина портится — весь народ портится». До женщин запрещалось дотрагиваться даже пальцем: противное означало оскорбление, вело к кровной мести. При них нельзя было сквернословить, курить, драться. Преследование кровника прекращалось в их присутствии, женщин и детей не использовали как жертв кровной мести.

Как выглядит и ведет себя невеста на кавказской свадьбе

Будущей жене на Кавказе отводится особая роль на свадебном торжестве. Сначала давайте поговорим о том, как выглядит невеста согласно традиции.

Свадебный образ

Кавказские народы известны своей строгостью и консервативностью касаемо того, как должна выглядеть женщина. Ее будут уважать и почитать, если она будет проявлять своим внешним видом целомудрие и скромность. В семьях с традиционным кавказским воспитанием невесты облачаются в закрытые длинные белые платья с золотой или серебряной вышивкой и расшитым поясом. Также для кавказской свадьбы девушки часто надевают национальный головной убор с фатой. Среди свадебных платьев народов мира наряды невест с горных стран занимают достойное место по красоте и элегантности.

Если невеста и жених, а также их семьи отличаются либеральными взглядами, образ молодой может быть более откровенным. Голову покрывать необязательно, а платье может открывать плечи и зону декольте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Планета свадеб
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: