Традиции дагестана и народные обычаи: от гостеприимства до кровной мести

Духи предков

«ЛъэгукIэтын» – это шелковая ткань, дорожка, которой выстилают путь невесты, только прибывшей к дому жениха. Когда девушка идет по ней, ее осыпают крупой, конфетами, деньгами, «программируя», чтобы у молодых был достаток в доме. Через порог ее вносят в помещение. Это обязательно, какой бы сверхсовременной ни была свадьба. Есть суеверие, что если девушка остановится на пороге или сама перешагнет через него, жить молодые будут несчастливо. Все дело в том, что согласно старым верованиям, под порогом обитают души предков, которых нельзя тревожить, даже случайно.

Девушку отводят в специально для нее отведенную комнату, после чего сюда входят многочисленные родные парня. Они осыпают невесту конфетами и деньгами – это дает им право взглянуть на нее, приподняв накидку.

Традиции второго дня свадьбы

На второй день после торжества невесту вводят в так называемый «большой дом» или комнату родителей жениха. Невесте прикрывают лицо и голову шарфом, а помогают ей две родственницы, держа девушку под руки. У порога комнаты невесту должна встретить родственница со стороны жениха. Приподняв шарф с ее лица, она мажет губы девушки топленым маслом и медом. Это-символ благополучия и счастья в новом доме.

После знакомства со снохой дамы усаживаются за стол. Старшая из присутствующих произносит речь, в которой желает молодой семье процветания, счастья и взаимопонимания. Интересно, что невеста обязана выслушать пожелания стоя. Несмотря на то, что за стол ее не сажают, после ритуала она может спокойно посещать комнату родителей жениха тогда, когда захочет на правах члена семьи.

После завершения свадебного торжества родителям невесты угощения в знак принятия девушки в новую семью. Через 3-4 недели молодая отправляется в гости к родителям на несколько дней. Раньше промежуток составлял 8 недель с момента торжества. При этом с собой она привозит подарки для всей родни от своей новой семьи.

Если принять во внимание то, что черкесская семья порой представляет собой целый клан, то можно представить себе финансовые расходы. Свадьба в Карачаево-Черкессии предполагает дарение подарков в виде одежды и прочих предметов, которые могут пригодиться семье в хозяйстве

Учитывая габариты даров, невесте оказывают помощь в поездке дополнительно 20 человек. Муж также может сопровождать девушку, но нередко в путешествии невесту сопровождают старшие мужчины семьи жениха.

В доме молодой невесты происходит знакомство с зятем. Сопровождает процедуру знакомства семей обряд застолья и угощений. После этого момента зятя ведут в комнату, где собрались гости. После этого ритуала он получает право на посещение родни жены в любое время. После возвращения к супругу невеста увозит из дома не только дополнительные подарки, но и приданное, которое собрали для нее родители за все время.

После свадьбы

После свадьбы молодые должны уединиться, но в большинстве племен брачная ночь – торжественный момент, свидетелями которого становятся старшие женщины, присутствующие в помещении, куда отправились молодожены, и соплеменники, ожидающие снаружи.

В других племенах дата проведения брачной ночи может остаться тайной для жениха или это событие объединяет несколько пар, только поженившихся и стремящихся остаться наедине. В другом селении невеста должна сопротивляться так, словно ей приходится бороться за свою жизнь.

Она не имеет права сразу уступить жениху. Их брачная ночь начинается с настоящей борьбы. Соплеменники уверены, что такая ночь – это настоящий урок, где молодожены учатся друг у друга искусству любовных утех. В Намибии только родной отец имеет право рассказать новобрачной о том, что она должна сделать и как ей нужно себя вести в первую брачную ночь.

Народ зулу доверяет матери невесты, которая перед тем, как отправить свою дочь к молодому супругу, танцует вместе с ней и, дождавшись, когда девушка высоко поднимет одну ногу, заглядывает ей под юбку, чтобы убедиться в том, что дочь ее девственница.

В этом видео вам расскажут обо всех традициях и обычаях африканской свадьбы:

Обычаи африканских народов и племен живы и сегодня, хотя большинство молодоженов стремятся отпраздновать свадьбу в европейском стиле. Новобрачные отказываются принимать участие в групповой брачной ночи, надевать на голову шлем из коровьей кожи, густо смазанный жиром животного, заниматься любовью на глазах старух. Современные женихи и невесты предпочитают красивые подвенечные платья и шикарные костюмы, а не бусы и перья. Что интересного происходит в африканских племенах на свадебном пиру? Рассказать об этом могут те, кто путешествовал и знает об этом довольно много.

Традиционные брачные запреты

Основной запрет в Башкирии налагался на то, чтобы мужчина мог взять в жены женщину своего рода. Родство считалось между родней 4-х поколений. В брак могли вступить родственники в пятом и шестом поколениях, иначе говоря, тыуа аят и ете аят. Брачный возраст девушки составлял 14-15 лет, в идеале муж должен быть старше ее года на 3 как минимум.

До 20 века нормой права в Башкирии считался левират. Это форма брака, при которой вдова могла выйти замуж при своем желании за брата умершего. Также денитья мог любой другой родственник покойного на вдове. К новому мужу вдовы переходили не только дети и имущество покойного, но и все его социальное положение и состояние. Такая система способствовала меньшей утечке рабочей силы, например, внутри богатых династий и семей.

Правила поведения узбеков

Узбекские обычаи требуют от представителей народности особого поведения и соблюдения традиций. Аналогично с другими мусульманами, узбеки соблюдают пост, полностью отказываясь от спиртного, сигарет и пищи до захода солнца. В семейных отношениях существует строгая иерархическая система подчинения старшим по возрасту представителям семьи. Каждый день в Узбекистане по традиции пять раз произносят молитву «намаз».

Не говорят «нет»

Узбеки и другие народы восточной части мира, очень вежливы и добры по отношению к окружающим. Они никогда не говорят «нет» и соглашаются на любое предложение или просьбу. Единственное омрачающее общение – отсутствие точных временных рамок в ответе. Узбекские граждане не будут спешить помочь вам, даже в случае согласия. Агрессия здесь также не в почете, поэтому каждого сердитого человека пытаются всячески задобрить и задарить обещаниями.

Сажают женщин за отдельный стол

Традиция сажать женщин за другой стол до сих пор остается в сельских узбекских поселениях. В древние века семейный дом делился на две части: женскую и мужскую, оттуда и пошли обычаи принятия пищи за разными столами и деления обязанностей на женские и мужские. Вопреки таким традициям, к женщинам в семье относятся с особым уважением и почтением, как к матери, и как к супруге. Но все равно требуют от нее выполнения домашних обязательств, даже если она приносит деньги в семью или занимается научной деятельностью совместно с мужем.

Жизнь

Издавна главными занятиями осетин было скотоводство и земледелие. На равнине выращивалась кукуруза, просо, пшеница и ячмень. Постепенно люди познакомились с другими культурами, начали выращивать картофель, заниматься садоводством. Скот пасли в горах, разводили коз, овец и крупный рогатый скот. Скотоводство и сегодня обеспечивает осетин, проживающих в сельской местности, сырьем, продуктами питания и тягловой силой.

Осетины в хозяйстве издавна занимались производством овчины и сукна, изготавливали различные изделия из дерева: посуду, мебель, производили предметы обихода методом резьбы по камню, вышивали. Обработка шерсти является одним из самых древних занятий осетин.

Как проходит сватовство и помолвка

Прежде чем молодые смогут назвать друг друга мужем и женой, пройдет сватовство и будет объявлено о помолвке. Эта процедура в каждом племени проводится по-особенному и имеет значительные отличия, но существует ряд требований, соблюдение которых обязательно для всех:

  1. Выплата выкупа за невесту. Его размер всегда разный. Иногда жених может рассчитаться легко, а порой ему приходится работать много лет, чтобы скопить нужную сумму денег и преподнести отцу невесты требуемые дары. В иных племенах жених отдает тестю лишь часть выкупа, а оставшуюся сумму выплачивает небольшими суммами в течение нескольких лет после свадьбы.
  2. Массаи помогут жениху, освободив его от уплаты выкупа, если он выиграет соревнование по прыжкам в высоту.
  3. В качестве выкупа во время сватовства родители жениха преподносят ткани, одежду, украшения, но самым ценным даром является скот. Животные свидетельствуют о состоятельности будущих родственников. Чем больше скота приносится в дар, тем богаче жених.

Чтобы невеста понравилась родителям жениха (именно они делают выбор, так как возраст будущего супруга редко превышает 15 лет), ее не только готовят, заботясь о красоте тела.

Родители девушки доказывают соплеменникам свою обеспеченность и способность невесты заботиться о муже, детях и хозяйстве. Эти обычаи соблюдают во многих племенах, но в городах континента сватовство и помолвка проходят так, как в европейских странах. Жених приносит дары невесте, ее родителям и ближайшим родственникам, обязательно покупает кольцо, которое станет свидетельством договоренности.

Теперь наступает момент, когда родственники молодых начинают готовиться к свадьбе.

Посещение тестя с тещей дома жениха

После того, как гости пробудут у сватов пару дней, они обычно разъезжаются по своим домам. После чего теща и тесть отправляются к отцу жениха. К их приезду подготавливалась особая женская и мужская комната. Мать невесты должна была привезти с собой сундук, в котором находились дары и национальная одежда.

После обеденной церемонии мужчины отправлялись в комнату для дам. Там мать невесты предлагала кому-нибудь открыть сундук, а согласившейся девушке дарила платок. Нити дарили старушкам, которые должны были принять их с молитвами, но в замен подарки дарить не были обязаны. Рубашка предназначалась отцу невесты взамен на скот для молодой семьи. После завершения церемонии обмена подарками гости традиционно уезжали по домам.

Свадьба

Обычаи кабардинцев включают много интересных обрядов. Одним из самых ярких является свадьба. С решением вступить в брак кабардинцы не торопятся, подходя к этому делу очень серьезно. Зачастую между выбором будущей супруги и днем бракосочетания проходит несколько месяцев и даже лет. Свадебную церемонию предваряют следующие ритуалы:

  1. Сватовство. Поиск подходящей кандидатуры родственниками жениха занимает не один день. Когда находится достойная невеста, в ее дом отправляются сваты. Иногда ходят по несколько раз, пока согласие на брак не будет получено.
  2. Согласование суммы калыма. Семьи жениха и невесты обсуждают калым. Часто этот разговор сопровождается спорами, торгами и длится столько, пока стороны не придут к обоюдному согласию.
  3. Смотрины. Знакомство будущих супругов происходит в доме невесты. В назначенный день жених приходит в гости, там же проводят обряд обручения в соответствии с мусульманскими традициями.
  4. Выплата части калыма. Когда большая часть выкупа за невесту собрана, он передается ее родственникам. После этого назначается дата свадьбы.
  5. Вывод невесты из дома. После внесения доли калыма жених имеет право вывести свою невесту. За нею обычно приезжает целый свадебный поезд, состоящий из друзей жениха. Красиво наряженную невесту родственники отпускали под шуточный выкуп.
  6. «Укрывание» в чужих домах. Согласно традиции кабардинцев, молодых расселяют по чужим (разным) домам. C этого момента общение жениха и невесты прекращается.
  7. Переезд в дом жениха. Невеста привозится в жилье жениха тайком. Первым делом она осматривает комнату, где ей предстоит жить, и не покидает ее целую неделю. В это время она ни с кем не общается.
  8. Обряд примирения. Родители жениха примиряются с невесткой, когда она выходит из своего временного «заключения». После этого устраивается свадебное торжество, длящее несколько дней.

Есть несколько обычаев, которые неукоснительно соблюдаются. Жениха сажают за стол с другими мужчинами, после этого выключают свет и стараются стянуть с него головной убор. Жених должен не позволить этого. Для невесты на полу расстилают шкуру барана, ставят на нее невесту, а потом резко пытаются выдернуть шкуру из-под ног девушки. Задача новобрачной – сохранить равновесие. После всех испытаний наступает черед танцев и осыпание молодоженов пшеном и монетами.

Постепенно обычаи утрачиваются, и теперь самая красивая свадьба кабардинцев не включает в себя полный набор обрядов. Современная интерпретация традиций сводится зачастую только к распространенным элементам – традиционным нарядам, музыке, пению, напутственным словам. Изменилось место празднования. Если раньше это был дом, то теперь часто торжество отмечают в кафе/ресторане. Девушка вправе просто вернуться к родителям, если она не желает брака.

Какие обычаи взаимопомощи были у башкир?

Самой популярной традицией оказания взаимовыручки был Каз Умахэ («Гусиная помощь») и Кис Ултырыу («Вечерние посиделки»). В первом случае за несколько дней до наступления праздничных мероприятий хозяйка обходила соседок и приглашала их помочь. Дамы с радостью откликались на просьбу, наряжались в лучшие одеяния.

На Каз Умахэ придерживались определенной иерархии: мужчина забивал гусей, взрослые дамы общипывали их, а девчата мыли птичек в проруби. Барышень на берегу поджидали парни с гармошками, молодежь веселилась и пела песни.

В дом юноши и девушки возвращались вместе, пока хозяйка занималась приготовлением наваристого супа из гусятины с лапшой, они играли в фанты. Для забавы девчата заранее собирали разные предметы: гребешки, кольца, платки. Одна из барышень вставала спиной к водящей, а та задавала ей вопрос: «Какое задание для хозяйки этого фанта?». Например, спеть, станцевать, посмотреть на звездное небо с кем-то из парней и т.д.

На Кис Ултырыу в дом приглашали родственников женского пола. Барышни занимались рукоделием, а по завершении работы помогали хозяйке с домашними хлопотами. В избе звучала музыка, женщины обменивались историями. К столу подвали горячие напитки и сладости.

Этап нэчыхьытх или регистрация брака

Само понятие «никях» пришло в язык Адыгеи из арабского наречия. В процессе оформления брака присутствуют следующие лица:

  • эфэнда или священнослужитель;
  • доверенные лица со стороны жениха и невесты или уэчыл;
  • свидетели.

У всех присутствующих должна быть шапка на голове во время церемонии и не важно, какой пол у гостя. Священники должны спросить у доверенных лиц, по-прежнему ли новобрачные согласны зарегистрировать брак

После получения подтверждения намерения от молодых, они должны встать друг напротив друга и протянуть руки с правой стороны. Ладони при этом должны соприкоснуться, но не полностью кроме больших пальцев. Они должны полностью упереться друг в друга.

Священники обхватывают большие пальцы молодоженов сверху. После ритуала он должен прочитать особую молитву три раза, каждый раз, в конце задавая вопрос «Женишь?», либо «Отдаешь?». Они должны при согласии ответить «Женил», «Отдал». Далее служитель читает молитву, завершая ее словом «Аминь». После которого, все присутствующие должны молиться, подняв руки к небу, Богу.

Послесвадебный период

На следующие сутки после торжества новобрачные приезжают в дом невесты для общения с родителями

Это важно, поскольку адыгская свадьба не предусматривала ранее присутствие родни невесты на церемонии. В прежние времена невеста приезжала к семье спустя год

Это время давалось на то, чтобы девушка успела родить первенца, а также адаптироваться к новой семье и обстановке.

Визит должен был показать родителям, что с дочерью все в порядке и она довольна своим положением. А также не забывает о своей семье и родителях. Также раньше актуальнее был визит спустя длительное время из-за того, что села были сильно разбросаны, и ездить часто к родственникам было неудобно. Сейчас такие препятствия себя изжили, а традиции сохранились лишь из-за уважения к предкам и прошлому, которое живет в генах этого удивительного народа.

Лезгины

Лезгины компактно расселились на землях Южного Дагестана. Их численность в этом районе составляет 320 тыс. человек. Общение происходит на лезгинском языке, который часто видоизменяется местными жителями. Лезгинская мифология богата на рассказы о богах, которые управляли природой. Но на смену язычеству пришло христианство, которое через некоторое время все же заменил ислам.

Как и все народы Дагестана, лезгины выращивали культурные растения, в особенности пшеницу, рис и кукурузу, разводили домашний скот. Лезгины изготовляли чудесные ковры, которые известны далеко за пределами их края. Также распространенными ремеслами были ткачество, прядение, производство войлока и ювелирных изделий. Известны лезгины и своим народным танцем – лезгинкой, которая стала традиционной для всех народов Кавказа.

Традиции при рождении

Теперь вы знаете многое о том, как выглядят адыгейцы (фото были приведены в предыдущих разделах) и какой жизненный уклад они ведут. Однако чтобы более детально разобраться в особенностях быта этого народа, необходимо как следует изучить их традиции, наиболее распространенными из которых является вывешивание флагов, когда в семье рождается мальчик.

Также многие адыгейцы весьма настороженно относятся к тому, чтобы готовить приданое малышу еще до родов, поскольку это считается плохой приметой. Колыбель изготавливается родственниками ребенка только после того, как он появится на свет. В качестве строительного материала обязательно используется боярышник, чтобы аромат дерева успокаивал младенца.

Как только ребенок начинает ходить, в доме собираются все родственники, чтобы провести обряд «Первого шага». Виновнику торжества дарится куча подарков, а его ноги перевязываются атласной лентой, которая затем разрезается. Адыгейцы верят, что подобные действия позволят наделить малыша прыткостью и умением проходить все трудности без препятствий.

Черкесский калым: особенности и традиции

Как и все народности Кавказа, черкесы соблюдают традицию выкупа или калыма. У них почти отсутствовали мезальянсы из-за немалой суммы выкупа. К примеру, крестьянин не мог по определенным причинам выплатить калым, который требовала семья невесты выше социальным рангом. Обыкновенно к калыму приписывали несколько голов крупного рогатого скота, деньги и лошадей. А также в подарок отцу девушки присовокупить несколько быков и/или лошадь. Кобыла полагалась и эфенди, который оформил свадьбу.

Внушительный калым — это одна из немногих причин соблюдения левирата. Это традиция, при которой девушка обязана выходить замуж за брата супруга в случае его смерти. Также присутствует до сих пор традиция сорората, когда вдовец, в свою очередь, женится на сестре покойной жены. После получения калыма семья помогала дочери с приданным, стоимость которого была равна половине калыма. Если невеста обеспечена, то стоимость приданного равнялась калыму и имущество обыкновенно было движимым.

Свадебные обычаи всей Африки

Впрочем, есть и общие черты свадебных обрядов, которые свойственны для всех племен Африки:

  • необходимость внесения выкупа семье невесты. Перед свадьбой жених обязуется обеспечивать свою женщину, поэтому он должен продемонстрировать состоятельность и умение добывать и создавать материальные блага. Так, в качестве выкупа могут служить вещи, спальные принадлежности, мебель, животные. Все, что только можно. В ряде случаев выкуп настолько большой, что приходится выплачивать его годами. Впрочем, у африканцев иное понимание этого обычая: здесь не буквально покупают девушку, а с помощью выкупа выражают благодарность ее семье за то, что они смогли вырастить хорошую и воспитанную хозяйку;

После свадьбы


После свадьбы существует один интересный обычай – называется «побег старушки». Бабушка жениха уходит из дома, а новобрачные должны её найти и вернуть. Это показывает их уважение к старшим, а также то, что старикам всегда рады под кровом у молодых. Все действия по отношению к женщине должны выражать максимум почтения и заботы.

В этом видео – очень красивая кабардинская свадьба:

Организация свадьбы согласно с кабардинскими традициями – долгое и трудоёмкое занятие. Но благодаря размеренной подготовке всё действо выглядит торжественно и впечатляюще. А вы бы смогли проявить столько же выдержки, как кабардинская молодёжь, ожидая пока все обряды, будут соблюдены?

Современная свадьба в Дагестане

Современные свадьбы у дагестанцев все больше напоминают европейские торжества. Некоторые обычаи изжили себя, а некоторые продолжают соблюдаться.

  1. Жених обязательно танцует лезгинку, облаченный в национальный костюм.
  2. На столах обязательно присутствуют национальные угощения: шашлык, хинкали, долма, плов и т. д.
  3. Приданое невесты и калым от жениха обязательно должны быть собранными.
  4. Жених обязательно приходит за невестой во главе торжественного шествия.

На дагестанских свадьбах уже нанимают тамаду — профессионального ведущего, а не родственника. Чаще арендуются рестораны и банкетные залы для мероприятия, которые украшаются по-современному. Играет популярная музыка.

Этап нэчыхьытх или регистрация брака

Само понятие «никях» пришло в язык Адыгеи из арабского наречия. В процессе оформления брака присутствуют следующие лица:

  • эфэнда или священнослужитель;
  • доверенные лица со стороны жениха и невесты или уэчыл;
  • свидетели.

У всех присутствующих должна быть шапка на голове во время церемонии и не важно, какой пол у гостя. Священники должны спросить у доверенных лиц, по-прежнему ли новобрачные согласны зарегистрировать брак

После получения подтверждения намерения от молодых, они должны встать друг напротив друга и протянуть руки с правой стороны. Ладони при этом должны соприкоснуться, но не полностью кроме больших пальцев. Они должны полностью упереться друг в друга.

Священники обхватывают большие пальцы молодоженов сверху. После ритуала он должен прочитать особую молитву три раза, каждый раз, в конце задавая вопрос «Женишь?», либо «Отдаешь?». Они должны при согласии ответить «Женил», «Отдал». Далее служитель читает молитву, завершая ее словом «Аминь». После которого, все присутствующие должны молиться, подняв руки к небу, Богу.

Этап малой ногайской свадьбы

Малая свадьба проходит после проведения этапа помолвки. В этот период передается оговоренный калым, а также подарки для невесты со стороны женщин. Гостей пышно принимают и угощают, в то время как невеста должна попрощаться с традиционным девичьим нарядом, в роли которого выступает платок красного цвета. Как правило, для нее к этому времени подготавливается белый платок, как символ замужества. А также традиционный свадебный наряд.

Перед основным торжеством девушка посещала дом будущей семьи с целью пригласить лично их на свадьбу.

При наличии споров слово знатоков астрологии было решающим. Поскольку именно они знали основные тонкости и счастливые даты для проведения мероприятия.

Флаг в честь новорожденного

Рождение ребёнка – радостное и волнительное событие, а потому у адыгейцев связано с ним немало интересных обрядов. Когда в доме появлялся новый член семьи, его родные вывешивали на крыше или у ворот флаг, который сообщал людям о произошедшем пополнении. Если ткань на флаге была одного тона (часто красная) – значит, родился мальчик. Если же этот символ был сделан из пёстрого полотна – в семье родилась девочка.

Обычай такого интересного объявления о рождении ребёнка появился очень давно. Он показывал жителям селения и незнакомым людям, что мать и дитя живы, а роды прошли благополучно. Появление флага на доме считалось символом праздника. Семью поздравляли, принося подарки. 

 Мне очень понравился и ещё один адыгейский ритуал, который сохранился до наших дней. Считается, что у каждого человека должно быть своё дерево. Когда малыш появляется на свет, его дедушка по линии отца отправляется во двор, где сажает деревце в честь появления нового члена семьи. 

Повзрослев, ребёнок должен забиться о саженце, поливать и ухаживать за ним. Дерево человека символизирует его единство с природой. С появлением ребёнка в этом мире не появляется кто-то отстранённый и чужой, а рождается ещё одна частица природы и её творений.

Не менее поразительным обычаем является и аталычество. Если две семьи дружат и желают скрепить свои добрые взаимоотношения, они обмениваются детьми, отдавая своего ребёнка на воспитание в другую семью. Такой обряд символизирует проявление абсолютного доверия, скрепляет дружеский союз и превращает два разных рода в одно семейство.

Интересный обычай адыгейцев – Институт девичьей комнаты

Сватовство

Подготовка к казачьей свадьбе начиналась со сватовства к невесте и ее родителям. Мать и отец со стороны жениха облачались в нарядные одежды, обряжали сына, приглашали с собой уважаемых родственников и шли к будущим сватам с заранее испеченным по этому случаю хлебиной (пирогом). Если жених не понравился родителям девушки, то гостям не предлагали даже присесть. Если им нужно было время подумать над ответом, то родители жениха оставляли хлебину матери невесты. Возвращенный через несколько дней кусок пирога или тыквы обратно жениху, можно было считать, что ответ отрицательный. Если мать с отцом сразу давали согласия на брак, то сватов сажали за стол, выпивали по рюмке и договаривались о сводах.

Культура и праздники

Башкиры – это нация, которая очень любит музыку и песни. В их «арсенале» найдутся мотивы для всех случаев жизни. Кажется, что ни одна минута у башкир не проходит без музыки. Народность также любит танцевать. Многие танцы носят сложный характер, это непросто набор заученных движений. Порой они превращались в настоящую пантомиму, рассказывающую определённую историю.

Большинство праздников отмечали весной и летом. Самый известные торжества: Каргатуй (день прилета грачей), Сабантуй (окончание посевных работ), Майдан (майские народные гуляния). Летом обитатели Башкирии отмечали Джиин, на праздник собирали жители всех соседних деревушек. У женщин имелся свой обряд под названием «кукушкин чай», мужчины на посиделки не допускались.

Одно из самых зрелищных мероприятий в праздничные дни – скачки. Все башкиры являлись умелыми наездниками, которые ловко управлялись со скакунами. Мальчишек с ранних лет обучают верховой езде. Не зря в былые времена существовала присказка, что башкиры рождаются и умирают в седле.

Женщины также уверенно держались на лошади и могли без проблем проскакать несколько дней. В отличие от остальных исламских барышень, они не закрывали лицо и сохранили право голоса. Башкирки преклонного возраста имели такое же уважение, как и старейшины-аксакалы.

Во всех ритуалах народности прослеживается сплетение мусульманской культуры и языческих обрядов. По-прежнему жители Башкортостана с почтением относятся к силам природы.

И ключи от иноземного скакуна

Приданое карачаевской девушке готовят с самого ее дня рождения. Его цена намного выше, чем сумма «сговорных» денег. Размеры и качество приданого служат предметом внимательной оценки, а потому на нем стараются не экономить. Если невеста оказывается вообще без припасенного имущества, ее подвергают упрекам и насмешкам. В старину лучшими невестами считались искусные мастерицы, и изделия, приготовленные их руками, составляли основную часть приданого. Теперь есть специальные магазины, где можно в одночасье приобрести самое шикарное приданое. Обычно это ковры, одеяла (как минимум три), покрывала (штук десять), подушки, скатерти, несколько видов занавесок, каждая из которых стоит не меньше 20 тыс. руб.

Невеста должна еще обставить и дом, где будет жить, а потому в приданое сегодня входит и спальный гарнитур, мягкая и кухонная мебель, а также бытовая техника. Бывают случаи, когда невеста вместе с приданым приносит и ключи от дорогой иномарки. В итоге родственникам девушки нужно потратить как минимум полмиллиона. А еще ведь нужно сделать подарки родственникам жениха… Сейчас стало модным одевать невесту в национальный костюм, что обходится намного дороже обычного платья с фатой. Один только пояс из серебра обходится до 10 тыс. руб.

Интересные обычаи Абхазии

Абхазия славится своей приверженностью вековым устоям. Но течение времени исподволь меняет взгляды и обычаи, оставляя отжитое лишь на страницах учебников по истории. Старинные традиции абхазской свадьбы понемногу сменяются новыми, адаптированными под современные реалии.

  1. В старину при сватовстве бросали заряженный патрон или пулю с порохом перед отцом невесты, говоря, что девица взята в плен, то есть, сговорена, а тот в ответ бросал свой патрон перед представителем жениха. С этого момента девушка считалась несвободной, никто не мог ее больше сватать. После чего сваты садились на лошадей, стреляя в воздух.
  2. На свадьбу ни в коем случае не приглашались ни мать, ни отец девушки. Ее родственников могло набраться не более десяти человек, причем им предписывалась скромность.
  3. Жених и невеста не могли показываться перед гостями совместно, это считалось крайне позорным хвастовством. Даже к родственникам вместе не выходили длительное время. Девушка могла года два не видеть родню, поскольку одна пойти к ним не могла, а появление на людях вместе с мужем считалось постыдным. Невесту могли вывести к гостям в момент произнесения тоста в честь супругов. Жених на собственной свадьбе не появлялся вовсе.
  4. Старшие пели песни, разбавляя их мудрыми советами и наставлениями.
  5. Тамадой всегда назначали наиболее уважаемого человека, который соблюдал досконально весь ритуал и очередность произнесения тостов.
  6. При обилии выпивки и многочисленных здравицах, напиваться до бессознательности все же считалось позором. Особенно – для молодых. Тосты произносились не для того, чтобы напиться, а для того, чтобы проявить уважение.
  7. Танцевать выходили поочередно, не толкаясь и не нарушая порядка.

На второй день свадьбы молодежь могла устроить скачки и состязания на ловкость, причем участвовать могли и незамужние девушки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Планета свадеб
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: