Татарская свадьба: советы по организации

Неуважение к мужу неприемлемо

Женщина в армянской семье — хранительница очага. Она обязана уважать своего супруга, который полностью содержит всю семью.

Проявление неуважения к мужу для любой армянки неприемлемо. Иначе — позор и ей, и семье. Но что может быть расценено как неуважение? Этим словом может быть названо всякое повышение тона на своего мужчину, отказ прислушаться к его мнению.

Армянок воспитывают так, чтобы в семейной жизни они легко могли «прогнуться» и пойти на одностороннюю уступку — в этом вся их мудрость. С ранних лет они воспитаны так, что лишних вопросов мужчинам не задают.

В армянских семьях царит полный патриархат. Хотя сами армянки признаются, что в их семьях главные — именно женщины: помолчат, помолчат, да сделают так, чтобы все случилось, как они считают нужным. Так сказать, женщина — шея головы: умная и хитрая «опора».

Предсвадебная помолвка новобрачных

Помолвка начинается традиционно со сватовства. Еще это называется сговором. Дагестанцы делают его негласным, собираются только близкие родственники. Сходятся, обычно, в вечернее время, чтобы никто не видел. Сначала в дом суженой наведываются сваты от жениха. Они приходят с подарками. После этого родители обеих сторон договариваются о проведении свадьбы.

Кроме всего прочего, обсуждаются такие детали как приданое, размер выкупа (калыма), день торжества. Дагестанская свадьба не должна приходиться на другие празднования – дни рождения будущих супругов, их родителей и мусульманские, вроде Ураза-байрам. Потом в дом спутницы приходит сам жених, новобрачная с отцом и матерью также наведывается в гости к будущему супругу.

Такой помолвкой отличаются современные дагестанские свадьбы. Есть и другой вариант — сватовство совершается, когда будущие молодожены еще дети. Их желание не принимается в расчет. Это так называемый «колыбельный» сговор. Отец жениха получает подарок от родителя невесты, что является своеобразным зароком на будущее бракосочетание. Первый вариант сейчас встречается гораздо чаще. После обручения будущие супруги идут в загс и подают заявление.

Идеальная жена для мусульманина

Мусульманские мужчины крайне ответственно подходят к выбору будущей жены

Для них важно, чтобы девушка:

  • была здорова и благочестива;
  • получила высоконравственное воспитание;
  • хорошо разбиралась в вопросах исламской религии.

Желательно, чтобы она была еще красива и богата. Однако правоверные чтят предостережения Пророка о том, что неправильно делать внешнюю привлекательность женщины и уровень ее достатка главными критериями. Пророк предупреждал, что внешняя красота может в будущем пагубно сказаться на душевных качествах, а богатство – стать причиной непокорности.

Критерии выбора будущей жены основаны на целях создания семьи, ведь брак заключается для:

  • создания гармоничного союза любящих людей;
  • рождения и правильного воспитание детей.

С этой точки зрения, параметры, которыми мусульманские мужчины руководствуются при выборе спутницы жизни, выглядят вполне логичными.

Проведение армянской свадьбы

В Армении свадьба без венчания не признается, поэтому эта церемония является обязательной для молодой пары

Очень важно, чтобы во время процесса между молодоженами никто не прошел

Учитывая, что народу много, за этим следят молодые люди со стороны жениха – каворы. Обязательно во время венчания один из каворов должен держать над головами брачующихся скрещенные меч и ножны. Такой ритуал связан с тем, что металл оберегает пару от злых духов

Стоит упомянуть еще об одном важном и довольно интересном обряде

Священник во время церемонии повязывал и жениху, и невесте на руки (иногда шеи) специальные шнуры, концы которых покрывались воском. Шнур этот имеет название – нарот. Самостоятельно снимать его никто, кроме священнослужителя, не может. Данное действие не позволяло иметь супругам близких отношений, они должны были дождаться, когда шнур будет развязан. После главного события, венчания, следует официальная часть торжества – свадьба.

Данное событие требует от молодоженов и их родственников соблюдения огромного количества ритуалов, которые помогают паре быть счастливой в браке.

Свадебное действо проходило в двух домах, и начиналось оно с самого утра. В доме жениха традиционно закалывали быка, шея которого украшалась яблоками. Во время этого действия пели песни и танцевали молодые девушки.

А жених в это время должен был ножом сделать надрез на шее быка, после чего положить нож в карман. Свежей кровью кавор смазывал жениху лоб. Мать парня должна была взять нить и смочить ее в этой крови. Нить хранилась до брачной ночи.

Такой необычный ритуал ассоциируется у армян с деторождением, поскольку бык сам по себе служит символом плодородия. Новобрачных в доме будущего супруга, встречает свекровь. Она дает жениху и невесте по ложке меда и кладет им на плечо по лавашу. Когда молодые проходят в дом, их обсыпают изюмом и цветами из корзин. Такой обычай дарит молодым благополучную и мирную жизнь.

В доме у невесты проходит большое застолье, произносятся тосты, звучит музыка.

Но музыкальное сопровождение имеет грустный мотив, поскольку родители девушки опечалены тем, что их уже взрослая дочь покидает родной дом. По окончании застолья жених и невеста танцуют танец. В конце танца отец девушки соединяет руки молодых и благословляет пару.

После этого все возвращаются в дом жениха, где и происходит большая часть всего праздника в честь рождения молодой семьи. Брат невесты пытается помешать паре покинуть дом, тем самым проявляя протест и желая, чтобы сестра осталась в этом доме.

Кавор договаривается с братом и дает ему выкуп за невесту. Сказать однозначно, что свадебные традиции народа принадлежат только армянам, нельзя, потому как их праздничные обряды смешаны с обрядами других народов. Стоит отметить, что застолье у армян начиналось с тостов, которые почитали память усопших родственников. После этого только можно было поздравлять молодых и провозглашать тосты в их честь.

По старым обычаям невесте за столом место не предоставлялось, она стояла в углу за красивой занавеской, в окружении большого количества оберегов и амулетов.

Сейчас, конечно, свадьба проходит более цивилизованно, и невеста сидит за свадебным столом рядом со своим новоиспеченным супругом.

Праздник сопровождался веселыми песнями и танцами. Гости в процессе празднования одаривали молодых подарками и деньгами. Гости, которые представляли сторону жениха, веселились от души, выражая тем самым радость от того, что их жениху попалась такая замечательная невеста.

Родственники невесты вели себя более сдержанно, поскольку они испытывали печаль и им было горько, поскольку невеста покидает отчий дом. Современные армянские традиции уже мало чем отличаются от тех, к которым привыкли мы. Но все же некоторые обряды сохранялись и передаются из поколения в поколение.

На торжество приглашается опытный тамада, который хорошо разбирается в национальных традициях.

Свататься или украсть?

По карачаевским обычаям брак мог заключаться по сговору или путем кражи. Переговоры по поводу заключения брака проводились доверенными лицами семьи жениха – сватами. По договоренности за невесту уплачивался калым. В качестве выкупа могли быть не только деньги, но и имущество: скот, оружие, земельные участки.

Во время помолвки назначалась дата свадьбы. От помолвки до свадьбы мог проходить длительный срок необходимый для подготовки к празднику.

В свою очередь невеста должна принести в свой новый дом приданое: ковры, одежду, посуду, домашнюю утварь. Невеста-бесприданница не была в почете. Современные невесты привозят мебель, бытовую технику, и даже ключи от автомобиля.

Размер сговорной платы, подарков и приданого не регламентируется обычаями и зависит от социального положения семей брачующихся.

Зачастую причиной кражи была невозможность женихом заплатить необходимую цену. Невесту могли украсть как с ее согласия, так и без него. Украденная невеста считалась обесчещенной и часто соглашалась на брак, т.к. выйти замуж за кого-то другого шансы были невелики. Отказ невесты выйти замуж после ее кражи был большим позором для семьи жениха. В наши дни невест если и воруют, то только с их согласия.

Подготовительный период

Все время подготовки к свадьбе родичи будущего жениха навещали дом невесты. Вели неспешные разговоры, одаривали подарками. Традиционно, такие вечерние посиделки заканчивались за неделю до венчания. Обязанности по проведению торжеств распределяли на обе семьи, равно как финансовое обеспечение и застолье.

Калым

За невесту по традиции было принято давать выкуп-калым. Чем богаче была семья девушки, тем дороже стоило ее замужество. За девицу могли дать скот, лошадей, луга для выпаса или сады, виноградники, сельскохозяйственную продукцию, а также дома. Разумеется, могли посчитать и денежный выкуп. Также, семья жениха собирала различные небольшие дары для родственников невесты.

Приданое

В приданое девушки входили предметы домашнего обихода, одежда и ткани, украшения и посуда. Иногда включался домашний скот или надел земли.

Девичье прощание

Накануне свадебных торжеств для юной красавицы устраивали девичник. Собирались незамужние подруги, сестры. Девушки пели обрядовые песни, желали невесте лучшей доли.

Распространенные традиции во время свадьбы

Обручальные кольца

Свадебные кольца символизируют верность, взаимную любовь, преданность одному партнеру на всю жизнь. Традиционно, покупка обручальных колец — это обязанность жениха. Невеста до свадьбы их даже видеть не должна. Кроме того, приметы строго запрещают примеривать их до свадьбы, и тем более давать в руки посторонним людям. Даже ювелир при продаже не должен касаться колец голыми руками — только в перчатках или через ткань.

По христианскому обычаю, кольца должны быть в форме простых, гладких обручей, без камней и узоров. Даже есть примета, что зеркальная поверхность обручалок способствует гладкой, безбедной семейной жизни. Однако, сегодня давняя традиция выполняется не так строго, и можно приобрести кольца, украшенные гравировками, с драгоценными камнями, изысканными объемными узорами. Считается, что обручальные кольца нельзя снимать до самой смерти супруга, а их потеря или поломка грозят большими проблемами в семейной жизни.

Второй день свадьбы

По окончании первого дня пира, все гости и новобрачные расходились по своим домам. С заходом солнца на второй день жених должен был забрать свою невесту. Путь его был нелегок: встречались преграды в виде детей, которые выманивали сладости и мелкие монетки. Также он должен был заплатить за право войти во двор и ступить на порог ее дома. Расплатившись со всеми «вымогателями», жених мог забрать свою жену. Перевозили ее в сопровождении зрелой женщины, счастливой в браке, и мальчика до пяти лет, тогда же забиралось и приданое.

После первой брачной ночи было принято извещать всех о невинности девушки, вывешивая на воротах окровавленную простыню. Затем молодая жена принимала поздравления и презенты от родни.

Табасаранская свадьба гостеприимна и щедра на угощения и веселье. Здесь принято шумно и многословно поздравлять счастливых молодоженов, желать от всего сердца лучшей жизни и любви.

Лезгины

Лезгины компактно расселились на землях Южного Дагестана. Их численность в этом районе составляет 320 тыс. человек. Общение происходит на лезгинском языке, который часто видоизменяется местными жителями. Лезгинская мифология богата на рассказы о богах, которые управляли природой. Но на смену язычеству пришло христианство, которое через некоторое время все же заменил ислам.

Как и все народы Дагестана, лезгины выращивали культурные растения, в особенности пшеницу, рис и кукурузу, разводили домашний скот. Лезгины изготовляли чудесные ковры, которые известны далеко за пределами их края. Также распространенными ремеслами были ткачество, прядение, производство войлока и ювелирных изделий. Известны лезгины и своим народным танцем – лезгинкой, которая стала традиционной для всех народов Кавказа.

Подготовительный период

Все время подготовки к свадьбе родичи будущего жениха навещали дом невесты. Вели неспешные разговоры, одаривали подарками. Традиционно, такие вечерние посиделки заканчивались за неделю до венчания. Обязанности по проведению торжеств распределяли на обе семьи, равно как финансовое обеспечение и застолье.

Калым

За невесту по традиции было принято давать выкуп-калым. Чем богаче была семья девушки, тем дороже стоило ее замужество. За девицу могли дать скот, лошадей, луга для выпаса или сады, виноградники, сельскохозяйственную продукцию, а также дома. Разумеется, могли посчитать и денежный выкуп. Также, семья жениха собирала различные небольшие дары для родственников невесты.

Приданое

В приданое девушки входили предметы домашнего обихода, одежда и ткани, украшения и посуда. Иногда включался домашний скот или надел земли.

Девичье прощание

Накануне свадебных торжеств для юной красавицы устраивали девичник. Собирались незамужние подруги, сестры. Девушки пели обрядовые песни, желали невесте лучшей доли.

Свадебный наряд

В разные времена и у разных народов цвет и фасон свадебных платьев разительно отличался. До сих пор в Китае, например, невесты традиционно надевают ярко-красное, расшитое золотом, платье. Когда-то и на Руси красный цвет символизировал красоту невесты, недаром в сказках девицы все, как на подбор, «красны». А вот с приходом христианства традиции изменились. Первоначально белая хламида надевалась девушками, уходящими в монастырь, их называли «христовыми невестами. Затем белый цвет подвенечного платья пришел и в мирскую жизнь, став символом чистоты и невинности.

Вплоть до революции традиции на свадьбу невесте-девице предписывали надевать белое платье. Даже сейчас большинство девушек не представляют бракосочетания без великолепного белого платья, хотя изначальный смысл обряда давно уже не соблюдается. Тем не менее, платье может быть любым. Современная свадебная мода дает полную свободу в выборе оттенка для наряда. Он может быть:

  • кремовым и золотистым;
  • красным и синим;
  • бордовым и розовым;
  • зеленым, бирюзовым и даже черным.

Допустимо сочетать разные цвета, украшая белое или кремовое платье контрастной вышивкой, поясом, кружевами. Или использовать плавный переход оттенков одного цвета от насыщенных к более светлым.

Ну, а уже ношеный кем-то наряд вызывает подсознательное неприятие. Слишком глубоко в нас укоренилась давняя примета, гласящая, что, надев чужое подвенечное платье, невеста тем самым «забирает» себе несчастливую судьбу предшественницы. Так это или нет, наука объяснить не в силах. Но, редкая невеста надевает на свою свадьбу чужое одеяние, если только точно уверена, что брак женщины оказался счастливым.

Старинные традиции запрещают женщинам, побывавшим замужем, надевать белое платье. Этот обычай сохранился до сих пор: дамы в возрасте предпочитают все оттенки синего или цвета шампань.

Нюансы и традиции выбора невесты

Родители достаточно внимательно подбирают невесту своему сыну. В процессе поисков супруги принимали участие нередко родственники и друзья. Учитывались такие факторы, как трудолюбие, степень здоровья и уровень социальной адаптации в обществе.

Основная роль жены по местным традициям, сводится к грамотному ведению домашнего хозяйства. Она должна уметь достойно принять гостей, а также обладать хорошим здоровьем

Это важно не только для поддержания уюта, но и для рождения будущего здорового потомства. Также играл роль и такой фактор, как происхождение девушки

Потому ее выбирали обычно из своего сословия или приближенного к нему по статусу.

Свадебные обычаи всей Африки

Впрочем, есть и общие черты свадебных обрядов, которые свойственны для всех племен Африки:

  • необходимость внесения выкупа семье невесты. Перед свадьбой жених обязуется обеспечивать свою женщину, поэтому он должен продемонстрировать состоятельность и умение добывать и создавать материальные блага. Так, в качестве выкупа могут служить вещи, спальные принадлежности, мебель, животные. Все, что только можно. В ряде случаев выкуп настолько большой, что приходится выплачивать его годами. Впрочем, у африканцев иное понимание этого обычая: здесь не буквально покупают девушку, а с помощью выкупа выражают благодарность ее семье за то, что они смогли вырастить хорошую и воспитанную хозяйку;

Сватовство

После того, как выбор сделан, родители парня отправляли сватов в дом потенциальной супруги. Они приходили к будущим родственникам с подарками, среди которых непременно было серебряное колечко. Родители барышни, словно набивая цену своей дочери, на первой встрече со сватами согласия на брак не давали. Соглашаться на свадьбу сразу же считалось признаком плохого тона.

Табасаранская церемония в селе предусматривала смотрины еще до сватовства. В избу барышни приходила мать юноши с родственницами и оценивала свою будущую невестку. Как только согласие от ее родителей было получено, назначалась дата брака.

После свадьбы

После свадьбы существует один интересный обычай – называется «побег старушки». Бабушка жениха уходит из дома, а новобрачные должны её найти и вернуть. Это показывает их уважение к старшим, а также то, что старикам всегда рады под кровом у молодых. Все действия по отношению к женщине должны выражать максимум почтения и заботы.

В этом видео – очень красивая кабардинская свадьба:

Организация свадьбы согласно с кабардинскими традициями – долгое и трудоёмкое занятие. Но благодаря размеренной подготовке всё действо выглядит торжественно и впечатляюще. А вы бы смогли проявить столько же выдержки, как кабардинская молодёжь, ожидая пока все обряды, будут соблюдены?

Смотрины и сговор

В казахской семье именно родители выбирают для своей дочки жениха, а для сына – невесту. Сговор подразумевает собой предварительную договоренность родителей о помолвке их детей. Если родители одной семьи дружат и хотят породниться с другой семьей еще до рождения детей, то такой сговор называют «бел куда». А если детей посватали в колыбели – тогда «бесик куда».

Данный этап торжества ранее включал в себя не только сговор, но и смотрины. Выбирать себе невест могли только дети знатных и богатых людей. Сыновья приходили на так называемые «смотрины», где невесты соперничали друг с другом в различных видах искусства. Если пара устраивала друг друга, то они голословно признавались в чувствах, и парень отправлял сватов к отцу невесты.

Доверенное лицо со стороны жениха направлялось к отцу предполагаемой невесты, чтобы договориться о свадьбе. После одобрения отца невесты обе стороны обменивались подарками.

Семейный уклад балкарцев

Основная часть семейных обычаев балкарского народа остаётся неизменной на протяжении многих столетий. Уклад жизни, сформировавшийся за долгую историю балкарцев, диктует, что главой семейства всегда выступает мужчина. Женщина же должна беспрекословно подчиняться ему, заниматься хозяйственными делами и воспитание детей.

Согласно традициям балкарцев, женщины не сидят за одним столом с мужчинами, а мужчинам не разрешается находиться в женской части дома (исключение составляют супруг или отец). Муж и жена при посторонних не называют друг друга по имени. Конечно, сегодня некоторые запреты балкарцев немного сглажены, однако основные правила поведения остаются прежними.

Карачаево-балкарский женский национальный костюм – чепкен (балкарки) / Ахмат Байсиев

В понимании балкарцев мужчина – это защитник, воин, поддержка своих родных. Именно в таком духе с ранних лет воспитывают мальчиков. В балкарских селениях нельзя увидеть женщину, что идёт с тяжёлым грузом, а рядом с ней – мужчина с пустыми руками.

К детям у балкарского народа также несколько непривычное для нас отношение

В отличие от русских семей, здесь наибольшее внимание уделяется не детям, а старикам. Родители должны быть строгими со своим ребёнком, а вот пожилые люди, бабушки и дедушки, вполне могут побаловать малыша

Эта особенность встречается у многих кавказских народов к примеру у Абхазов.

Старцы Кавказа

Благодаря такому принципу воспитания с детства балкарцы знают, что самый почитаемый человек в семье – старший представитель рода. Они с огромным уважением относятся к людям старшего возраста. Общаясь с ними, молодые балкарцы не имеют права спорить или перебивать собеседника – это считается признаком невоспитанности.

Таинства чувашского народа

Обряды чувашской свадьбы тесно взаимосвязаны с бытовыми и религиозными легендами. Обычаи бытового характера включают калым и приданое. Религиозные предания позволяют спасти семью от нечистых сил и сглаза, а также привлечь счастье и богатство.

Весь свадебный процесс длится в течение нескольких недель и основывается на прохождении многих шагов от знакомства молодых до заключения брака.

Знакомство молодых

Чтобы найти возлюбленную, жениху нужно было выехать за границы своей родной местности. Это давало уверенность в том, что будущая жена не будет находиться с избранником в родственных отношениях. Жители одного села могли быть друг другу родственниками. А по правилам категорически запрещается жениться на девушке из ближайшего круга.

По этой же причине участие в торжестве принимали многие поселения, где молодежь узнавала друг друга. Встречались случаи и то, что пару жениху выбирали отец и мать. Но они обязательно советовались как с юношей, так и с девушкой перед заключением брака. Если между сторонами наблюдается симпатия, необходимо одаривать подарками. Женщинам преподносят платки, а мужчинам — различные угощения.

Выбор будущей супруги

После того как жених выбрал суженую, он говорит о своем ответе родным. Отец и мать перед свадебным торжеством обязательно убеждаются в том, что в жилье приглашают здоровую и воспитанную женщину. Так как будущая супруга будет хозяйкой в доме, то она должна следить порядок. Навыки девушки тщательно проверялись родственниками. Зрелые женщины ценятся больше, так как они имеют солидное приданое и опыт в ведении хозяйства.

Процесс сватовства

Чаще всего сватовство проводится в весенний период времени. К будущей супруге отправляют сватов. Коллектив включает многочисленных родственников и близких семьи. Но существует отличительная черта — количество сватов всегда нечетное. Жители, которые были выбраны, появляются в жилище девушки с угощениями и питьем. Если выбор делают родители, то на первый прием берется жених. Если женщину мужчина не оценил, то молодой человек может спокойно отказаться от нее. Тогда процесс сватовства начинается заново.

После прибытия в доме невесты родственники жениха заводят обычный разговор с родителями девушки. Это совершается осознанно, так требуют традиции. Если первый визит проходил хорошо, то назначалась вторая встреча с будущими супругами.

Некоторые моменты сватанья

Если сваты обсудили все моменты с родными невесты, то через 2-5 дней с визитом приходила сторона будущей супруги. Такая встреча позволяла закрепить знакомство и заключить договор о калыме и приданом. И та, и другая сторона обменивается угощениями. Невеста в обязательном порядке преподносит подарки родным избранника.

За столом совершаются переговоры о будущем мероприятии. День бракосочетания назначался через 3 или 5 недель. Главным требованием является нечетная неделя проведения праздника.

В приданое включают кухонную утварь, одежду и скотину. Калым состоял не только из денег, но также из продуктов для празднования. Такие обычаи чувашского народа используются до сих пор. Только теперь все определяется в денежных ценностях.

Отдача калыма происходит за несколько дней до мероприятия. Родными невесты ставится на стол хлеб с солью, а родственниками жениха он накрывается мешочком с деньгами. Отец или дед девушки забирает калым, а мешочек с вложенной монеткой отдает обратно. Этот обычай необходим для того, чтобы в доме никогда не заканчивались деньги.

Андийская группа народов

Андийцы – это целая группа народностей, которая включает в себя такие народы Дагестана, как ахвахцы, ботлихцы, тиндалы, багулалы, каратинцы, годоберинцы, чмалалы и, собственно, сами андийцы. Общее количество людей этих национальностей составляет 55-60 тыс. человек. Проживают они в высокогорных районах Западного Дагестана. Общение происходит на андийском языке с множеством диалектов.

Вероисповедание андийцев отображает обычаи народов Дагестана, так как большинство коренного населения мусульмане-сунниты. Основными занятиями у них также были земледелие и скотоводство. Издревле дома у этих народов строились из камня. Двухэтажных жилищ было не так много, одноэтажные имели прямоугольную форму. Те андийцы, которые занимались земледелием, разработали свой сельскохозяйственный календарь, который помогал определять время посева и сбора тех или иных растений.

Как проходит сватовство и помолвка

В настоящее время некоторые традиции претерпели изменения или вовсе устарели. К примеру, сейчас молодожены сами принимают решение о том, кто будет их спутником по жизни. Ранее же все было по-другому. Первым этапом было сватовство.

К этому процессу сваты всегда относились с большим уважением и готовились к нему не менее тщательно, нежели к самой церемонии бракосочетания. Сватовство было залогом хорошего отношения между семьями на протяжении долгих лет.

Суть процесса заключается в следующем: молодой человек вместе со своей родней отправлялись в дом девушки, которую рассматривали в качестве будущей жены. Но попасть в дом они могли при условии, что заплатят выкуп.

Дата сватовства оговаривалась заранее, поэтому сваты с обеих сторон имели время на подготовку.

После выкупа жених по обычаю должен был получить тепло от дома невесты. Делалось это следующим образом: самая пожилая женщина в доме должна была поднести свои ладошки к очагу и согреть их, затем приложить руки к лицу молодого гостя.

Таким образом передавался уют этого дома к новому, в котором будут жить супруги. После этого звучали национальные казахские свадебные песни. Пока договор не заключен между сватами, невеста не выходит из своей комнаты.

Ей разрешалось появиться перед гостями только после того, как будет зарезан баран и накрыт праздничный стол. Данный момент самый важный для молодой пары, поскольку они видели друг друга впервые. После того, как парень с девушкой познакомились, праздник имел продолжение, которое всегда сопровождалось песнями. Звучали тосты за молодых, поздравления от родни.

Современные обычаи уже лишены интриги, поскольку молодые знают друг друга до сватовства.

Свадебный обычай

На данную тематику у башкир есть следующие пословицы: «Мужчина, пока не женится, добропорядочность не обретет», «У того, кто не женится, дома нет, у того, кто дом не имеет, родины нет» и другие.

К свадьбе родители готовят своих детей ещё в раннем возрасте, начиная с 5 лет до достижения подросткового периода. Между будущими сужеными проводится обряд помолвки именуемый как «сыргатуй».

Традиционно обряд проводился дома. Приглашенный Мулла (священнослужитель из мечети) официально регистрировал брак в метрической книге, предварительно спросив согласие у отцов с обеих сторон.

Существует общая поэтапная схема свадебного обряда:

Калым и приданное

Его значение и необходимость заключались в начальном обеспечении совместной жизни молодоженов. Величина выкупа для каждого района Башкирии была разная. Главное, чтобы он был доступный и не доставляющий излишних хлопот. Это могла быть, например, шуба из меха дикого животного либо из мелкого рогатого скота (овечья шкура). Есть вид и малого калыма для невесты, это, как правило, бытовые повседневные предметы гардероба (платки, халаты, обувь). Выкуп вручался отцу невесты, соответственно в ответ отдавал приданное, которое по своей ценности превосходило в стоимости. В качестве имущества могли выступать несколько видов крупного и малого рогатого скота, женские предметы гардероба повышенной стоимости (верхняя одежда и головные уборы) и прочее.

Обмен подарками

Зачастую данное мероприятие проводится в доме жениха. Специально назначенный юноша ходит по гостям и знакомым с обеих сторон и собранные подарки передает жениху (деньги, платки, нитки). Но ему строго-настрого воспрещается трогать их руками. В свою очередь мама невесты организует чайную церемонию для родственников, которые приносят ей дары в виде иголок, тканей, материи.

Малая свадьба и Туй

Малая как раз и является регистрацией брака молодоженов в книге Муллой. Священнослужителю полагалась небольшое вознаграждение, которое рассчитывалось от общей стоимости выкупа за невесту. Далее проходила свадебная церемония, и размер её пиршества определялся по состоянии полной либо частичной уплаты калыма. Проходило данное торжество в течении от 2-х до 3 дней (от рассвета и до заката солнца). Гостей на свадьбе развлекали танцами, различными играми и скачками на лошадях.

Борьба за невесту

Данный обычай представлял собой перечень препятствий для жениха, которые сами придумывали их друзья. После успешного прохождения данного ритуала, жених дополнительно одаривал невесту, и та в свою очередь отправлялась в дом своего новоиспеченного супруга на лошади в компании женщин, состоящих из родственников мужа.

Обживание дома мужа

Этот последний этап является очень насыщенным своими правилами и порядками. Невеста должна была показать свое почтение родителям жениха, становясь на колени перед ними около 3 раз и вручала им небольшие подарки. Те же в свою очередь тоже одаривали свою будущую сноху презентами. Далее невеста шла на речку с ведрами, и сопровождающие её люди бросали в нее монетами – так откупались от водяного. После чего невеста подходила к жениху и впервые открывало ему свое лицо.

После свадьбы невеста меняла свой образ: её прическа состояла из двух кос, а головной убор заменялся на кашмау (красного цвета с монетками, проходящими по окружности овала лица и на макушке). Также она надевала пояс, являющийся символом благополучия и счастья.

Проведение русско-татарской свадьбы

Часто можно встретить пару, где жених — татарин, а жена — русская, или наоборот. Свадьба между людьми разных национальностей — это всегда сочетание разных традиций и культур. Причем, влюбленным людям не страшны перемены, лишь бы соединить свои сердца на всю жизнь. В таких случаях говорят, что любовь способна преодолевать возникшие трудности.

Нужно отметить, что родственники жениха и невесты все равно стараются сыграть свадьбу, придерживаясь своих убеждений

В данном случае влюбленным важно найти компромиссные решения

  1. Обычно молодожены договариваются между собой насчет всех деталей торжества, обговаривают сложные моменты с тамадой, который не должен допустить сложных ситуаций.
  2. По русским канонам будущая теща встречает молодоженов, держа в руках икону Богородицы. А у мусульман мама жениха выкупает Коран, который привозит с молодыми людьми ребенок. Эти два разных обряда можно совместить на русско-татарской свадьбе таким образом: один обряд провести у невесты, другой — у жениха.
  3. Поскольку татарская свадьба обычно обходится без распития алкоголя, а у русских принято закатывать «пир на весь мир», угощая всех спиртными напитками, стороны обязаны найти компромиссное решение в данном вопросе. Главное — не навредить молодоженам, для которых свадебное торжество — не просто ритуал, а ответственный шаг в жизни, наполненный особым, сакральным, смыслом.

Итоги

В давние времена, казахских девушек выдавали замуж в возрасте 13-14 лет, а парней женили в возрасте 14-15 лет. Нельзя было заключать браки представителям одного рода. Возраст тоже имел значение: невеста не могла быть старше жениха больше, чем на 8 лет, зато жениху позволялось быть старше невесты на 25 лет. В наши дни, допускается нарушение этих ограничений, однако, они еще не забыты. Также интересен факт, что свадебные тосты имеют право произносить исключительно старшие родственники.

Современная казахская свадьба проводится с участием ведущего, который, как правило, включает в сценарий обряды, дошедшие до нас с прошлых лет. Казахстан – страна, где с почтением относятся к традициям образования новой семьи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Планета свадеб
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: